+7 495 729 60 82

+7 495 729 93 94

rosarium.ru@gmail.com

Интернет-магазин зимостойких (неукрывных)

садовых роз для Средней полосы России,

Урала, Зауралья и Сибири

Не смогли сделать заказ?

Оставьте свой телефон, и мы обязательно свяжемся с вами

...

Интернет-магазин саженцев роз. С доставкой по всей России.

Питомник Rosarium - Наша деятельность - Публикации - Терапевтический сад — Часть 2

Терапевтический сад — Часть 2

О зрении: форма, цвет, движение

Статья на сайте журнала Дом и Сад.

Мы продолжаем говорить о терапевтическом саде. О создании места, в котором отдыхали бы наши органы чувств. Эта статья о зрении. Начало см. в предыдущей статье.

Общепринято, что через орган зрения поступает до 90 % всей информации о мире. Глаза трудятся, когда мы читаем, пишем, учимся, развлекаемся, общаемся в соц. сетях. Через них проходят мегабиты информации. Они работают на износ — постоянно следят, сравнивают, рассматривают. Под вечер и мозг и глаза устают. Что им даст отдых? Как сделать внешнюю среду комфортной для глаз, хотя бы на некоторое время?

Начнем от печки, со строения зрительной системы. Природа создала зрение под свои нужды. Для этого есть сетчатка, куда поступает вся зрительная информация; огромное количество нейронов, собирающих и обрабатывающих «сведения» по определенным признакам и составляющих несколько специализированных отделов мозга 1, 2.

Наши глаза постоянно находятся в движении. Главные движения глаз (саккады), настолько быстры, а иногда малы по амплитуде, что мы их не замечаем, так же как не замечаем, как бьется сердце. Двигаясь, глаза постоянно сканируют пространство, чтобы каждые полсекунды на сетчатке была новая картинка. Если таких движений не будет — наш глаз ничего не увидит 3.

Когда наши глаза рассматривают природный пейзаж, они танцуют. Легко, непринужденно, незаметно. Многообразие контрастов, оттенков цветов, игра светотени, плавные линии (прямых линий в природе почти нет), движения можно отследить, и их не много. Глаз отдыхает.

В урбанистической среде все не так. Контрасты резкие, линии прямые, цвета яркие, однотонность на больших пространствах, скорости бешеные. Даже в описании заметна разница. Глаза всегда в напряжении.

Нейрофизиологами описано два визуальных пространства, которые вызывают негативные последствия для человека — ухудшается его психологический статус. Это - однородное визуальное пространство и агрессивное.

Однородное визуальное пространство

Снежные, белые просторы вечной мерзлоты и безжизненная пустыня — это природные воплощения однородного зрительного пространства. Здесь нет образов, деталей, цветов, одна монохромность. Для глаз детали и образы как для легких воздух. Согласитесь, без воздуха дышать нельзя. Так и глазам невозможно смотреть, если все одинаково. Наступает «сенсорный голод».

У полярников самое частое нарушение зрения — нистагм, когда глаз не может сфокусироваться на точке. Причина нистагма — долгое нахождение в однородной визуальной среде 4.

В городе много деталей. Но чаще всего они однообразны — это стены зданий из стекла и бетона в стилях конструктивизм, хай-тек, минимализм, большие площади газона вдоль трасс, заасфальтированные площадки, заборы, закрывающие пространство и перспективу. В саду может быть «зеленая тоска», зеленая монохромность без признаков цвета.

Что происходит со зрением в таких условиях? Быстрые движения глаз становятся разбалансированными. Зрительные нейроны на однородность либо вовсе не реагируют, либо реагируют очень слабо 2. Глаза с трудом ищут детали в пространстве, чтобы каждые полсекунды поменять изображение на сетчатке. Если картинка на сетчатке не меняется, в мозг поступает «нулевая информация», это приводит к нервным перегрузкам.

В условиях эксперимента, когда людям искусственно создавали полностью однородную среду (белые фон), через одну минуту у трети из них темнело в глазах, у остальных мутнело, и у всех было чувство потери зрения. Если изображение на сетчатке остается неизменным, то человек перестает видеть объект через одну-три секунды 3.

Новорожденные дети не любят смотреть на однотонные зрительные пространства 2,4,5. Более того, в первые два-три года, когда у ребенка формируется зрительная система, такое пространство вредно. У маленьких детишек с врожденной катарактой после удачной хирургической операции зрение восстанавливалось не полностью, они не могли отличать формы предметов, несмотря на обучение 3. Потому что в первые годы жизни глаза не получали того огромного потока зрительной информации, которая нужна для формирования зрительной системы 3. Ограниченность визуальной среды в городе и недоступность для городских детей природных пейзажей оборачивается неполным формированием зрительной системы у взрослого человека. Можно кричать о гармонии будущей личности, а можно сажать пейзажные растения в детсадах, формируя визуальное пространство, сходное с природой.

Агрессивная визуальная среда

Это видимое пространство, где одновременно можно увидеть большое количество одинаковых элементов 4. В природе такого не встретишь, но очень часто можно встретить в городах.

Почему агрессивно? Потому что часто повторяющийся контраст приводит к гипервозбуждению нервной системы. В зрительной системе нейроны воспринимают не просто свет и цвет, они реагируют на контраст пар: свет — темнота, красный — зеленый или синий — желтый 2. Ученые регистрируют повышение биоэлектрической активности мозга при рассматривании таких полотен. У некоторых людей регистрируются вспышки так называемой фоточувствительной эпилепсии 4.

Благоприятная визуальная среда

К сожалению, в дизайне и архитектуре очень часто используются контрастные сочетания. Весь XX век искусство рьяно стремилось выйти за рамки золотого сечения. В начале 1920-х годов Ле Корбюзье революционно призвал «вырвать из сердца и разума застывшее понятие дома» и прийти к «дому-машине… здоровому…и прекрасному…». Плоды таких выкорчевываний мы видим сейчас. Наверное, нашему поколению суждено по крупицам восстанавливать понятие «дом». Иметь в руках научные доказательства разрушительной способности некоторых «творений искусства» важно. В этом случае дискуссии искусствоведов будут ограничены здравым смыслом сохранения собственного психического здоровья.

Есть работы психологов, исследовавших комфортность ощущений, в которых говорится о том, что архитектура, созданная по принципу золотого сечения (так строили древние греки, затем византийцы, итальянцы), — наиболее приятна для человека 6. Интуитивно он чувствует соотношение 1:1,63 золотой пропорции, и все отклонения ему кажутся «неправильными». Может быть, это из-за того, что в пропорциях человеческого тела это сочетание встречается часто. Из таких пропорций складываются не только части человеческого тела, но и чувствительность нейронов различных органов чувств к физическим воздействиям (зрительным, слуховым и другим).

Нелюбовь к классике — это скорее дань моде, желание выделиться, а не глубокое исследование себя и своих ощущений.

С точки зрения физиологии нашим глазам нужно движение от одной детали к другой. Есть детали — будет непринужденное движение. Идеал — это лес и пейзажные стили садово-парковой архитектуры, отчасти классицизм.

Палитра для создания терапии для глаз широка. Примеры на фотографиях. Они более красноречивы.

Плавные линии дорожек, где каждый поворот — новый маленький пейзаж. Разнообразие деревьев и кустарников, в том числе вечнозеленых. Миксбордеры с продуманной цветовой гаммой листвы. Контрастные сочетания цветов, но без частых ритмических повторов. Многообразие цветов с разным периодом цветения, меняющих колористку сада. Травы, даже на малых площадях позволяющие имитировать ощущение поля. Растения с высокими цветоносами, при дуновении ветра создающие движение. Ажурная листва, привносящая игру теней. Растения с графичными кронами, архитектурным обликом или яркими плодами в монохромное зимнее время станут объектом для рассматривания.

Природа создала множество объемно-пространственных форм, цветовых оттенков, изменяющихся во времени. Остается интуитивно понять, что вам ближе, комфортнее, без оглядки на модные течения и «советы специалистов», и воплотить в Вашем саду.

Редакция и автор благодарит за научную консультацию и материалы:

  • д.б.н. профессора А.В. Латанова.
  • 1 В.В. Шульговский «Основы нейрофизиологии»
  • 2 Дэвид Хьюбел «Глаз, Мозг, Зрение»
  • 3 работы нейрофизиологов Ярбус (1965), Ratliff, Riggs (1950)
  • 4 В.А. Филин «Видеоэкология»
  • 5 работы нейрофизиологоа Франца, цит.по В.А. Филин.
  • 6 Рудольф Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие», работы Зандера (1931г)

Терапевтический сад